Касимовское городское благочиние

Доклад настоятельницы Казанской монашеской женской общины г. Касимова игумении Феодосии (Дикаревой): «О почитании царевича Иакова Касимовского»

1 gfdyjeskgkeДоклад настоятельницы Казанской монашеской женской общины г. Касимова игумении Феодосии (Дикаревой) на видеоконференции Тамбовской епархии "Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях" 12.12.2023г. «О почитании царевича Иакова Касимовского»


В Касимовском Казанском монастыре издавна почиталась как место особого молитвенного поклонения и паломничества часовня касимовского царевича Иакова. Сведений о жизни царевича до нас дошло совсем немного. Надпись на надгробном камне, находившемся на могиле царевича, гласила: «Лета 7185 (1677) году января в 7 день на собор Иоанна Предтечи преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский».
Конец 17-го века – время правления последних касимовских царей (ханов). С 1452 года, когда Великий князь Московский Василий Темный отдал Городец Мещерский татарскому царевичу Касиму, город и прилегавшими к нему землями стал называться Касимовское ханство. Он управлялся касимовскими царями (ханами), исповедовавшими мусульманство. В 1614 году касимовским царем был назначен внук Сибирского хана Кучума – Арслан Алеевич. Его супругой была царица Фатима Султан-Сеидовна из знатных касимовских татар.
К началу 17 века православная вера уже стала прочно распространяться в этих местах. В 1552 году Иваном Грозным была завоевана Казань. В 1579 году была обретена чудотворная Казанская икона, появление которой весьма способствовало распространению и укреплению Православия среди инородцев-татар. В 1627 году один из первых списков с этой чудотворной иконы был принесен в Касимов старицей Иустинией, получившей от нее исцеление. В Касимове старица Иустиния стала строить новую Казанскую церковь для этой чудотворной иконы, и впоследствии вокруг нее был основан женский монастырь. В этом же 1627 году скончался касимовский царь Арслан Алеевич. После его смерти Касимовским ханством управляла царица Фатима за малолетством ее сына Сеид-Бурхана, которому тогда было 12 лет. Царица Фатима и ее сын Сеид-Бурхан весьма покровительствовали Казанскому монастырю. По преданию, царица Фатима была тайной христианкой. Она не препятствовала своему сыну Сеид-Бурхану принять православие. В то время даже высшие слои татарского населения – правители ханства, почувствовав силу христианской веры, стали проникаться уважением к ней. Сеид-Бурхан принял православие в 1653 году в возрасте 38 лет, в крещении был назван Василием. Вместе с матерью, царицей Фатимой, они щедро помогали устроению Казанского монастыря: пожертвовали большую площадь земли, снабжали свои содержанием насельниц, жертвовали богатые священнические облачения для церкви. Василий Арсланович (как его теперь стали называть), видимо во избежание преследований со стороны местных татар-мусульман, уехал жить в Москву, где и скончался в 1679 году (погребен в Златоустовском монастыре). Правительницей Касимова осталась его мать – царица Фатима. Вместе с ней жила и супруга Василия Арслановича Мария Никифоровна, и их дети. Царица Фатима вместе с Марией Никифоровной и внучками Евдокией и Домной подарили Казанскому монастырю две собственноручно вышитые иконы (что тоже говорит о приверженности их к православию).
Третьему сыну Василия Арслановича и Марии Никифоровны – царевичу Иакову – суждено было прославиться своей мученической кончиной за православие.
Царевич Иаков воспитывался уже в благочестивой православной среде. Он был крещен. В юности он сильно заболел горячкой, так что был уже близок к смерти. Но мать и родные обратились с горячей молитвой Божией Матери, был отслужен молебен перед Казанской иконой, и царевич стал быстро поправляться. В благодарность за свое исцеление царевич еще больше стал покровительствовать монастырю. Он пожертвовал обители все свои земельные имения, доставшиеся ему в наследство от отца, богатые священнические облачения, всячески помогал монастырю материально.

Конечно же, такое покровительство монастырю вызывало сильное недовольство и озлобление со стороны его соотечественников – касимовских татар-мусульман. Считая его вероотступником и предателем, они всячески искали случая убить царевича. Однажды они все-таки подстерегли царевича на окраине города и жестоко его избили. От этих побоев он и скончался. Это произошло 7/20 января 1677 года. По всей вероятности, царевичу было тогда около 25 лет. Перед смертью он завещал похоронить себя в Казанском монастыре, возле Казанской церкви, где находилась так горячо им почитаемая Казанская икона Божией Матери. Завещание это было исполнено.
Но память о царевиче не только не исчезла в народе, но, с течением времени, все более стала распространяться. Над его могилой была воздвигнута часовня. О нем помнили как о человеке святой жизни. Многие стали обращаться к царевичу с молитвой в своих скорбях и болезнях и получали помощь и исцеление. Это почитание царевича продолжалось в течение почти трех столетий. В монастыре был портрет царевича и книга, куда записывали случаи исцелений у его могилы. Люди приходили в часовню, там служились панихиды по царевичу, прикладывались к надгробию, брали песок с пола и уносили с собой. Многие по его молитвам получали помощь и исцеление от своих недугов, какими бы тяжкими они ни были. Об этом свидетельствовал один из авторов его жизнеописания свящ. Николай Правдолюбов, служивший в Казанском монастыре вплоть до его закрытия. Отец Николай часто и сам был свидетелем этих исцелений. На могилу царевича собиралось множество людей, особенно в день его кончины 7/20 января съезжались паломники даже за сотни и тысячи верст.
Вот несколько свидетельств исцелений (записи сделаны в 20-30-е годы 20 века):
- Я, Василий Борковский, получил исцеление от своей болезни в часовне царевича Иакова. Моей дочери, Екатерине, назначена была операция, но она совершенно исцелилась по молитвам царевича Иакова. Борковский.
- Я бесполезно лечилась у докторов от нервной болезни. В часовне царевича Иакова совершенно исцелилась. Надежда Перова.
- Ходила с Леней, сыном, по врачам, но помощи не нашла. У царевича Иакова сын мой исцелился. Молилась со мной послушница Акилина Верязева. Екатерина Васильевна Живилова.
- Екатерина исцелилась – была безнадежна; Вера поправилась после шестнадцатилетней болезни; Анна поправилась после долгой внутренней болезни. Менее важных больных было 40 человек – после праздника Крещения. Ольга Фаддеева.
- Я ходила со своей болезнью по докторам, но никакой помощи не получила. В 1926 году я позвала к себе на дом послушницу Акилину и попросила ее, чтобы она от царевича Иакова принесла мне покров с могилы, так что я сама не могла сходить. Я была очень слаба. Она мне принесла покров и покрыла меня им, и помолились с ней вместе, и я исцелена от внутренней болезни. Агриппина Иванова.
- У меня была флегмона на груди, по совету врачей нужно было сделать операцию, но я не согласилась, а попросила покров царевича Иакова и поправилась совершенно. Л.Волгина.
Часовня царевича Иакова была разрушена советскими властями в 1935 году.
Священномученик Николай и его брат муч. Владимир Правдолюбовы, сыновья священномученика Анатолия Правдолюбова, составили жизнеописание царевича Иакова, в котором говорили о царевиче как о «святом чудотворце». За этот труд оба они и пострадали, книга послужила поводом к аресту и обвинению их в антисоветской «контрреволюционной» деятельности. Вместе с ними была также арестована и Вера Николаевна Самсонова (мц.Вера Касимовская), которая была старостой последней монастырской церкви, разрушенной в 1936 году. Она была ревностной почитательницей царевича Иакова. Тот факт, какую ненависть и злобу вызывало в представителях безбожной советской власти почитание царевича, говорит сам за себя. И отцу Николаю, и Владимиру Анатольевичу Правдолюбову, и Вере Самсоновой в фактах обвинения писали - посещение часовни царевича Иакова, молитву к нему, служение там панихид, написание его жизнеописания. В деле муч. Веры так и сказано: «приводила людей в часовню, мазала больных маслом от лампады, советовала приложиться к надгробию» и уже совсем конкретно – «участвовала в исцелении больных у могилы царевича Иакова» (значит исцеления происходили!). В заключительной формулировке обвинения говорилось: «принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений…» За почитание царевича Иакова и братья Правдолюбовы, и Вера Самсонова в 1935 году были осуждены и сосланы в лагеря, братья расстреляны. Мученица Вера скончалась на тяжких работах в северных лагерях в 1940 году, не дожив до окончания срока буквально две недели.
И еще одна прославленная в лике новомученников Российских исповедница Касимовской земли блаж.Матрона Анемнясевская тоже очень почитала царевича. Есть свидетельства, что она посылала людей помолиться царевичу в его часовню, говорила, что царевич уже был бы прославлен «если бы не обстоятельства нынешнего времени». И еще говорила, что «мощи царевича непременно будут открыты».
Часовня над могилой царевича была разрушена в 1935 году, люди, почитавшие его, были сосланы и расстреляны, и, казалось бы, уже давно должна была исчезнуть память о нем в народе. Но – «праведницы во веки живут». В 2015-м году началось восстановление нашей обители, в 2017-м были предприняты археологические раскопки для определения местоположения часовни и могилы царевича. Место настолько было засыпано землей и мусором, что трудно было вообще что-то найти, а людей, кто помнил где была часовня, уже и в живых не осталось. Но с Божией помощью, археологам удалось все-таки определить место и найти фундамент часовни, а затем саму могилу царевича. Саркофага, в котором лежало тело царевича, там не было (позже нашли по архивным документам, что царевич был перезахоронен по указанию последней игумении монастыря «в недоступном атеистам месте»).
Часовню царевича нам удалось восстановить в первоначальном ее виде. Теперь люди имеют возможность приходить в эту часовню, обращаться к царевичу с молитвой о помощи и исцелении от болезней. Уже есть свидетельства о чудесной помощи царевича даже в очень серьезных случаях. Приведу самые яркие примеры.
- В 2020 году мне диагностировали онкологию. Сначала провели операцию, затем начались курсы химиотерапии. Первые два курса перенесла крайне тяжело, думала, что умру. За несколько дней до третьего курса мне приснился сон, в котором я пришла в какой-то монастырь и там меня приветливо встретил молодой человек в подряснике, взял за руку и проводил в часовню. Сказал, что тут находятся мощи царевича Иакова. Когда я проснулась, стала искать про этого святого в интернете, т.к. до этого ничего про него не знала. Оказалось, что это наш Касимовский святой, и что в тот момент в Казанском монастыре на месте его захоронения строилась часовня. Стала приходить к нему в часовню молиться, и все последующие курсы химии (а их было много) прошли очень легко, я даже не нуждалась в посторонней помощи. Благодарю Царевича Иакова за его чудесную помощь! Алевтина Степенькина.
- С крайне плохими результатами анализов, в плохом состоянии я пришла и поклонилась (царевичу), и попросила помощи и прощения грехов. И вот чудо! Через неделю я здорова, все органы чисты, и причины (врачи) не нашли! Я благодарю Царевича Иакова за мое исцеление, это чудо! Лидия.
- Обращалась к царевичу Иакову о помощи в работе сына и с поклонами и просьбами приходила к нему. И к немалому удивлению пришла помощь, казалось в неосуществимом деле. И тендеры выиграла компания, и сына на работу пригласили и повысили в должности. С благодарностью к царевичу Иакову Терентьева Л.
Люди обращаются к царевичу и получают помощь. Надеемся, что со временем царевич явит нам и свои мощи.

 

По материалам группы Касимовского Казанского женского монастыря в социальной сети Вконтакте

Поиск по сайту

Икона дня

Календарь

Архипастырь

vladyka

Карта благочиния

karta

Система Orphus