Касимовское городское благочиние

Божественная Литургия в Никольском храме г.Касимова в день памяти священноисповедника Сергия Правдолюбова.

18 декабря в день памяти священноисповедника Сергия Правдолюбова, клирик храма протоиерей Георгий Виноходов совершил Божественную Литургию в Никольском храме г.Касимова. 

По сугубой ектиньи была совершена молитва о прекращении междоусобной брани на земле Украинской. После причащения Святых Христовых Таин, состоялось славление праздника с чтением молитвы перед иконой священноисповедника Сергия Правдолюбова. Пел хор Никольского храма г.Касимова.

 

 

IMG_2138.jpg
IMG_2138.jpg IMG_2138.jpg
IMG_2140.jpg
IMG_2140.jpg IMG_2140.jpg
IMG_2141.jpg
IMG_2141.jpg IMG_2141.jpg
IMG_2143.jpg
IMG_2143.jpg IMG_2143.jpg
IMG_2149.jpg
IMG_2149.jpg IMG_2149.jpg
IMG_2153.jpg
IMG_2153.jpg IMG_2153.jpg
IMG_2154.jpg
IMG_2154.jpg IMG_2154.jpg
IMG_2156.jpg
IMG_2156.jpg IMG_2156.jpg
IMG_2160.jpg
IMG_2160.jpg IMG_2160.jpg
IMG_2162.jpg
IMG_2162.jpg IMG_2162.jpg
IMG_2163.jpg
IMG_2163.jpg IMG_2163.jpg
IMG_2167.jpg
IMG_2167.jpg IMG_2167.jpg
IMG_2168.jpg
IMG_2168.jpg IMG_2168.jpg

***

Священноисповедник Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня (ст.ст.) 1890 года в селе Маккавеево, Рязанской губернии Касимовского уезда, в семье диакона Анатолия Авдиевича Правдолюбова. Его отец - протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, мама – Клавдия Андреевна Дмитрева. В 1892 г. Анатолий Авдиевич был рукоположен в священники и до 1894 г. служил в селе Маккавееве близ Касимова, а в 1894 г. был переведен в Успенскую церковь г. Касимова уже настоятелем. Мать Сергия Клавдия Андреевна (в девичестве Дмитрева) тоже происходила из священнического рода, ее отец был священником в том же селе Маккавееве. Браки в среде духовенства были в те времена наиболее распространены. Свадьба родителей состоялась 1885 г. Сергий Анатольевич был четвертым ребенком в семье. Двое старших детей умерли в младенчестве, третий сын, Владимир, родился в 1888 г. Кроме них, у Сергия было еще четыре младших брата (один из них – Анатолий – умер в 1916 г. в возрасте 11 лет) и четыре младших сестры.

Детство Священноисповедника Сергия проходило в Рязанской губернии: селе Маккавеево и городе Касимове, где, вскоре после рождения Сергия, отец Анатолий стал служить в храме Успения Божией Матери.

Протоиерей Анатолий Авдеевич не только служил в Успенском храме, но был также Наблюдателем духовных школ Касимовского уезда, преподавателем Духовного Училища и духовных школ города Касимова.

В шестилетнем возрасте, в 1896 году, с младенцем Сергием произошло чудо исцеления. Он перенес в этом году тяжелую болезнь, после которой почти совсем потерял слух. Врачи утверждали, что глухота останется на всю жизнь – она неизлечима. В этом же году, в сентябре, отец Анатолий Авдеевич был в Чернигове на прославлении святителя Феодосия Черниговского - на открытии его мощей. Он привез с собой небольшой плат и елей от мощей Святителя, который возложил на голову больного ребенка. Вот как писал потом в своих воспоминаниях об этом исцелении уже сын Сергия – протоиерей Анатолий Сергиевич Правдолюбов.

- Салфеточка, лежавшая на мощах святителя Божия Феодосия, привезена была дедушкой домой вместе с маслом от раки Святителя. Возложена она была им с верою на голову моего оглохшего отца, больного шестилетнего мальчика; масло дед ему лил в больные ушки, и он совершенно исцелился и всю жизнь потом прекрасно слышал. –

С 1901 по 1905 год обучался в Касимовском духовном училище, где преподавал его отец.  Продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии и Киевской духовной академии.

В 1913 году, еще будучи студентом Духовной Академии, Сергий Анатольевич женился на Лидии Дмитриевне Федотьевой, дочери касимовского протоиерея Димитрия Федотьева.

Женился по любви, едва ли не против воли родителей, заявив им: «Благословите – женюсь, не благословите – все равно женюсь». Благословили. Венчались они в небольшом селе Панино, Рязанской губернии Спасского уезда, где служили родственники Лидии Дмитриевны Федотьевой.

У отца Сергия и Лидии Дмитриевны родилось семь человек детей: Анатолий (впоследствии протоиерей, 1914 – 1981гг.), Владимир (1916 – 1918), Виктор (1919 – 1943; погиб на фронте), Вера (род. в 1922 г.), Сергий (1925 – 1943; погиб на фронте), София,  (род. в 1927 г.) и Владимир, ныне протоиерей (род. в 1931 г.).

Отец Сергий был от природы очень одаренным человеком, но вместе с тем получил и прекрасное образование. После того как в  отрочестве он окончил Касимовское Духовное училище,  затем Рязанскую Духовную Семинарию и, наконец, Киевскую Императорскую Духовную Академию с присуждением ему ученой степени кандидата богословия. Темой его кандидатского сочинения была апологетика – защита православной веры от иноверия.

В 1915 году, по окончании Духовной Академии, отец Сергий 3 месяца служил в Киеве псаломщиком,  в это время сын Анатолий тяжко заболел и был исцелен возложением на мощи одного из святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской Лавры. А затем Отец Сергий был послан в Вятскую епархию, где 26 октября (ст.ст.) того же года, в 25 летнем возрасте, был рукоположен епископом Вятским Никандром во священника к Спасской церкви Слободы Кукарка. В 1916 году он стал протоиереем и был переведен настоятелем в Троицкий собор Слободы Кукарка (ныне город Советск, Кировской области) и назначен благочинным первого округа Яранского уезда Вятской епархии, законоучителем девятиклассной женской Гимназии (он, в частности, был обязан просматривать кинофильмы, чтобы решить, какие из них можно смотреть гимназисткам.), двух мужских средних Училищ и Председателем педагогического Совета Гимназии. Отцу Сергию в это время было всего двадцать шесть лет.

Протоиерей Анатолий, сын отца Сергия, в своих воспоминаниях так писал потом о том времени и об отце.

- Протоиерей Сергий прекрасно возглавлял и соборный притч, и собор батюшек всего города и округа, когда тот собирался в большие праздники. Отец был знатоком архиерейского служения и всякого другого – и будничного, и праздничного. Он устроил такое благолепие в службе, что всем это тогда понравилось. Наиболее покоряюща была сила его проповеди, природное дарование, отшлифованное высшим образованием. «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя…», «И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон» ( Евр.5.4).   Эти божественные слова на отце Сергии осуществились.

Между февралем и октябрем 1917 г. на собрании кадетов (КаДэ – конституционные демократы), куда была приглашена интеллигенция города, о. Сергию при выходе была вручена кадетская брошюрка, которую он дома бросил сверху в ящик письменного стола. После октябрьской революции за такие брошюрки без суда и следствия расстреливали. При очередном обыске ящик выдернули из стола и содержимое вывалили на пол. Бывшая сверху брошюрка оказалась внизу, и до неё не докопались.

Чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В 1919/1920 году в Кукаркскую Слободу, пришел карательный отряд латышских стрелков (красноармейцев). Многих влиятельных людей города они расстреляли на месте. В то время отцу Сергию было 30 лет и, он чистил хлев (семья держала корову). Когда они подошли к дому отца Сергия в поисках «главного попа». Он вышел к «гостям» с лопатой, в потрепанном подряснике и сказал: «Это я». Ему не поверили, т.к. вид у священника был очень простой.  Красноармейцы ответили ему: «Нет, ты не главный поп, ты — простой поп». Отец Сергий ответил: «Да, я простой священник». Каратели ушли, но отыскали престарелого заштатного протоиерея Алексия и расстреляли его. Отец Сергий всю жизнь молился за убиенного протоиерея Алексия. По другой версии каратели разбудив сторожа Троицкого собора, потребовали сказать, в каком доме живет "главный поп"( По-видимому, его звали протоиереем Алексием, т.к. в поминальной книжке о. Сергия записан неизвестный его родным убиенный прот. Алексий.). Сторож показал не на дом настоятеля и благочинного, а на дом прежнего настоятеля, который был в преклонных летах и находился на покое, но для сторожа по многолетней привычке и был "главным попом".Старого священника разбудили, вывели из дома и тут же расстреляли.

В том же году всех священников в том числе отца Сергия арестовали и продержали под стражей два с половиной месяца. Арестованных водили на работу и называли их «трудовым ополчением».

Во время этого ареста группу заключенных, в которую входил и отец Сергий, вывели в лес и приказали копать большой ров не­далеко от железнодорожной ветки. Все духовен­ство было уверено, что копают могилу для себя. И плакали, и молились, прося у Бога поддержки. Потом вдруг подъехал состав из нескольких товарных  вагонов и начальник  прокричал:

– Вам, попам, не привыкать к покойниц­кой вони. Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша за­дача – разгрузить и закопать четыре вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны!

Вонь, действительно, разносилась страш­ная. Но радость о том, что смерть прошла сто­роной, была велика.

Но недолго протоиерей Сергий служил в Вятской епархии – в 1923 году по просьбе своего отца переехал в город Касимов Рязанской епархии, где определением архиепископа Рязанского и Зарайского Бориса (Соколова; †1928) с 8 сентября был назначен настоятелем Троицкой церкви. Позднее в своих воспоминаниях сын протоиерей Анатолий писал: «Уезжали мы из Советска (слободы Кукарка) несколько против желания, раздав и продав почти всё наше имущество (пока мы ехали, миллионы и миллиарды превратились в копейки), но не ехать не могли. И пришлось ехать. Но вскоре, после нашего отъезда разбушевался обновленческий раскол. Стало неуютно и прискорбно в покинутом нами городе. А потом и собор… величественнейшее огромное здание – был взорван».

Протоиерей Сергий любил свой родной город, и приехал он сюда для служения по просьбе своего отца, который писал ему в Вятскую епархию: «Возвратись в землю отцов; мы стары и горько нам умирать, не видя тебя и внуков, не насладившись общением с тобой и семьей твоей лицом к лицу.» И действительно, Касимов был городом предков отца Сергия: в Успенской церкви служил протоиерей Анатолий - его отец, в Казанском монастыре – брат, иерей Николай, в кладбищенской церкви Всех Святых – дедушка, протоиерей Димитрий Федотьев; в окрестных селах служили дяди отца Сергия – протоиерей Михаил, протоиерей Феодор, и иерей Александр Дмитревы. Каждую неделю в базарный день, по четвергам, эти многочисленные родственники собирались в город по хозяйственным нуждам, а потом считали своим долгом появиться в доме отца Анатолия Авдеевича Правдолюбова, где вместе пили чай, разговаривали, делились приходскими заботами.

Когда в Касимов приехал отец Сергий, он стал постоянным участником этих встреч. Всем был известен его незаурядный проповеднический дар, и все единодушно просили его каждый раз импровизационно произнести проповедь на тему предстоящего евангельского воскресного чтения. Его внимательно слушали, вносили поправки и дополнения, а потом во всех церквах говорили примерно одно и то же, конечно со своими личными особенностями, которые всегда отличают одного проповедника от другого. Тем более, что у каждого священника, кто слушал тогда отца Сергия, были свои привязанности к определенным источникам. Сам протоиерей Сергий очень любил проповедничество архиепископа Иннокентия Херсонского и святителя Феофана Затворника, протоиерей Анатолий Авдеевич – святителя Димитрия Ростовского, протоиерей Димитрий Федотьев пользовался прежде всего хрестоматиями протоиерея Григория Дьяченко, кто-то любил святителя Тихона Задонского, архиепископа Амвросия Харьковского, протоиерея Родиона Путятина и так далее. Тем не менее именно отца Сергия ценили как необыкновенного проповедника, оратора, апологета не только собратия священники, но и прихожане, собиравшиеся послушать его из других храмов города.

В эти годы протоиерей Сергий произнес весьма пространный цикл проповедей под названием «Объяснение Божественной Литургии». Сохранились очень подробные записи этих проповедей, которые и сейчас поражают глубиной веры отца Сергия, красотой слова и вместе с тем доступностью для каждого слушающего тех высоких богословских истин, которые в них излагаются.

Протоиерею Сергию приходилось принимать участие и в публичных диспутах с атеистами, обязательных для духовенства всех конфессий, на которые собиралось множество народа.. Так, мулла Фаттахуддин Садреддинович Баширов показывал коробку спичек и объявлял, что она «сделалась сама собой», а на неизбежный смех присутствующих отвечал: «Не верите? Так как же я вам поверю, что весь мир сам сделался?»
Остроумные житейские примеры и сложные богословские построения (среди священников, участвовавших в диспутах, были хорошо образованные, окончившие Духовную академию) приводили к регулярным поражениям атеистов в дискуссиях, а потому диспуты вскоре запретили.
О. Сергий оказался убедительным полемистом. Сын о. Леонида Краснова, протопопа из г. Спасска-Рязанского Касимовского благочиния, вступил в Союз воинствующих безбожников и был направлен послушать проповеди о. Сергия, чтобы лучше подготовиться к диспуту с ним. После проповеди он… вернулся к вере (родители его впоследствии горячо благодарили о. Сергия).

Немало бед принес также и обновленческий раскол, распространившийся тогда повсеместно. Но в Касимове обновленцы не имели успеха во многом благодаря сплоченности духовенства, постоянной проповеди с церковного амвона, в чем немалую роль сыграла твердость отца Сергия, его убежденность в том, что недопустимо вносить в церковную жизнь тех новшеств, какие провозглашали последователи обновленчества.

В 1924 году протоиерей Сергий вместе со своим отцом, протоиереем Анатолием Авдеевичем, и братом Владимиром был в Москве на приеме у Святейшего Патриарха Тихона. В знак общения с касимовскими протоиереями Святейший Патриарх Тихон подарил им свой портрет с собственноручной подписью: «Протоиереям Правдолюбовым». Именно тогда у Правдолюбовых появилась традиция, чтобы два имени, благословленные Патриархом Тихоном, чередовались в их роду.

Сложнее было отношение к Митрополиту Сергию (Страгородскому), особенно после его Декларации 1927 года. Появились приходы, в которых не поминали имя Митрополита Сергия и тем самым фактически отделились от церковного единства. Отец Сергий всегда сохранял верность Митрополиту Сергию и убеждал других в том, что почитание Митрополита главой Церкви является залогом единства Церкви, что верность ему сохранит Церковь от полного ее уничтожения.

28 февраля 1928 года протоиерей Сергий был награжден крестом с украшениями «за усердное проповедание Слова Божия», а 4 мая 1934 года, указом архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия, впоследствии канонизированного как священномученика, митрой.

В те годы уже повсеместно установилась атеистическая власть и начинались годы репрессий. Но Господь хранил отца Сергия.

В 1929 г. в СССР развернулась кампания против частного предпринимательства. К категории частных предпринимателей были отнесены и священники, которых обложили непосильным налогом. Как-либо помогать им и их семьям было запрещено. По-видимому, в связи с этим о. Сергий и был арестован. В декабре 1929 г. он был заключен в касимовскую тюрьму вместе со многими другими священниками. Тюремный режим был сравнительно мягким, заключенным разрешались свидания с родными. На допросах о. Сергий, по его словам, говорил мало, отвечал в основном «да» и «нет». По свидетельству находившегося с ним вместе в тюрьме протоиерея Михаила
Андреевича Дмитрева, О.Сергий всех в тюрьме поддерживал духовно, не давал унывать. А протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев, бывший вместе с отцом Сергием в заключении в тюрьме зимой 1930 года, впоследствии говорил: "Был бы в тюрьме отец Сергий, а с ним и тюрьма не тюрьма!"  Его приговорили к двум годам заключения, но, по многочисленным просьбам верующих, неожиданно к празднику Пасхи освободили.

Сам о. Сергий говорил, что после первого ареста провел в тюрьме 3,5 месяца, но его дочь Вера вспоминала, что в семье волновались, как бы заключение отца не сказалось на здоровье матери – матушки Лидии, которая тогда была беременна, а ребенок  (сейчас почетный настоятель Никольского храма г.Касимова Владимир Правдолюбов) – родился в июне 1931 г. Да и сама Вера с двоюродной сестрой ходила навещать отца летом, а не зимой. Помнит она и как младенца одевали в зимние одежки, чтобы понести его в тюрьму и показать отцу. Следовательно, это могла быть только зима 1931-1932 гг. Скорее всего, о. Сергия арестовывали и отпускали несколько раз.

Арестам сопутствовали конфискации имущества. Семья жила в трудновообразимой нищете. К тому времени у о. Сергия было шестеро детей, старшему сыну – около 20 лет и он – чтец в церкви (впрочем, Анатолий некоторое время жил у тети, вдали от родителей).

О.Сергий стал как бы собирателем духовной жизни города Касимова. Его смирение и
простота в сочетании с силой проповеди и наставлений воздействовали на многих
людей. Его беседы со священнослужителями, приезжавшими из окрестных мест в
Касимов, были для духовенства большой поддержкой в это трудное для Церкви время.

Тем не менее в летом 1935 году в селе Бельково, было заведено дело.  Начало «делу» положил донос касимовских жителей на иерея Николая Правдолюбова и его брата Владимира (братьев о. Сергия), составивших жизнеописания своей современницы всеми почитаемой Матроны Беляковой (про блаженную Матрону местные власти так и говорили, что она своей святостью мешает колхозному строительству) (канонизирована 22 апреля 1999 года как блаженная и исповедница) и трех местночтимых касимовских подвижников: старицы Иустинии и царевича Иакова, живших в XVI в. и отшельника Петра, подвизавшегося в XVIII в.
Свидетелям по этому делу задавался стандартный дополнительный вопрос: дайте характеристику проповеди о. Сергия Правдолюбова (в создании житий не участвовал).
Естественно, три брата Правдолюбовы – Владимир, о. Николай и о. Сергий,- а также 21-летний сын о. Сергия Анатолий были осуждены. Старший брат Владимир был расстрелян в Казахстане 7 октября 1937 г (канонизирован 20 августа 2000 года как мученик). В том же году был расстрелян и его отец протоиерей Анатолий Правдолюбов (по делу он не привлекался)(канонизирован в августе 2000 года). о. Николай, о. Сергий и Анатолий провели пять лет в ссылке – сначала на Соловках, а потом на Медвежьей горе, на лесоповале. В 1941 г.,уже после начала войны, о. Николая расстреляли в Рязанской тюрьме (канонизирован 27 декабря 2000 года как священномученик).

В Соловецком лагере отец Сергий провел пять лет в тяжелейших условиях. Крест исповедничества нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением. Вместе с ним в тюремном заключении томились его сын и брат, иерей Николай. Владимира Анатольевича отправили в Карагандинский лагерь и там 7 октября 1937 г расстреляли.

Большой поддержкой на Соловках для Правдолюбовых было знакомство с сщмч. Аркадием (Остальским) (канонизирован 20 августа 2000 года как священномученик), с которым у них завязалась глубокая духовная дружба. По спискам новоприбывших владыка определял, кто из них мог быть духовного звания, и, несмотря на запреты лагерного начальства, старался оказывать им помощь.     Войдя однажды в барак, он спросил: "Где здесь Правдолюбовы?" Те отозвались. Со словами: "Не беспокойтесь, я вас не оставлю", епископ Аркадий протянул им свежий огурец из теплицы, где он тогда работал, и затем поддерживал их и помогал им почти два года, до своего освобождения в начале 1937 года. Выйдя из лагеря, владыка некоторое время жил в Касимове, в семье о. Николая Правдолюбова. В 37-м его снова арестовали и расстреляли в Бутове.

Лагерная столовая была устроена в бывшей монастырской трапезной. По рассказу о. Сергия и Анатолия, в одних окошках заключенные получали хлеб и талон на обед, в других – сам обед. Ели здесь же, но желающие могли унести еду «домой» – в барак. В пятницу обед всегда был «праздничным» – подавались 2 мясных блюда, играл очень приличный оркестр (заключение отбывали многие творческие люди, например органист профессор Выгодский и солист-скрипач из Большого театра). Иногда слушали музыкальные передачи по радио, в основном из Ленинграда.
Вообще-то предложение мясной пищи именно по пятницам вряд ли было случайностью, скорее носило характер утонченного издевательства: на Соловках среди заключенных было особенно много священников, а пятница, как известно, постный день. Духовники (а на Соловках у всех священников были духовные отцы) решили так: те, кто получает посылки, оставляют мясо в столовой или уносят с собой на утро субботы, а те, кто посылок не получают, пусть едят, но каются Богу как во время вкушения пищи, так и позднее на исповеди. Владыка Аркадий иногда приносил полный портфель овсянки.
Правдолюбовых на Соловках называли «братьями Правдолюбовыми». Иногда они довольно подолгу жили на разных «командировках», вообще зачастую их, родственников, старались разъединить, но случайные встречи все равно происходили.
Один из заключенных, частый собеседник о. Сергия, в прошлом уголовник, раскаялся, наблюдая за заключенным священником, который все по-братски делил на всех поровну, не испытывая к товарищам по заключению ни ненависти ни презрения. Однажды он сказал удивительную вещь: где есть хотя бы самая маленькая лагерная «командировка», там обязательно есть и священник, хотя священникам, конечно, было бы легче быть всем вместе. Духовный смысл этого высказывания таков: Господь делает так для того, чтобы каждому покаявшемуся нашелся пастырь, чтобы каждый мог стать на путь истины.
В.Т. Шаламов писал: «Более достойных людей, чем религиозники, в лагерях я не видел. Растление охватывало всех, и только религиозники держались». А о. Анатолий говорил: «В лагере нашему брату без молитвы – совсем невозможно».
О. Сергий был человеком уже пожилым, привыкшим к уважению, но терпел, и сыну велел терпеть. Особенно страдал он от необходимости носить «одежду поругания» – лагерное обмундирование «второго или третьего срока».
Переносить трудности им помогало сознание своей невиновности и того, почему они лишены свободы. «Блаженны есте, егда поносят вас и изженут и рекут всяк зол глагол на вас лжуще Мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех».
Укрепляло дух заключенных священников и то, что жили они в обители преподобных Зосимы и Савватия.

Несмотря на условия тюрьмы, у заключенных в те годы были возможности для общения, молитвы и даже богослужения. Сохранился Соловецкий антиминс, а у внука отца Сергия, протоиерея Сергия Правдолюбова, как драгоценная реликвия хранится соловецкая епитрахиль в виде простого полотенца, которую отцу Сергию прислали «с воли».

Даже заведомо бесполезные работы, организованные лагерным начальством специально, чтобы отнять у заключенных свободное время, дополнительно их помучить, – например, охрана морковного поля, по-разному воспринимались верующими и неверующими. Последних это страшно раздражало, а первыми воспринималось как дополнительно ниспосланные минуты молитвенного уединения и помогало им держаться. Например, о. Анатолий рассказывал, что однажды сидел, охранял поле и читал Часослов. Душеспасительные книги одалживали верующим смотрители Соловецкой библиотеки.
За годы, проведенные на Соловках, о. Сергий, о. Николай и Анатолий дважды подробно прочли Новый завет (кроме Апокалипсиса). В первый раз читал и толковал только о. Сергий, во второй раз – по очереди о. Николай и Анатолий, а о. Сергий следил и, где надо, поправлял.
Лагерь, предназначенный для того, чтобы сломить и обезбожить души мучеников, укрепил их. Тяжелый труд учил терпению, терпению же учили насмешки и ругань, укреплением и утешением было Слово Божие, которого они не были лишены. Такие страдания укрепляют и очищают душу.

Сын протоиерея Сергия, протоиерей Анатолий, оставил свои воспоминания о годах заключения на Соловках, среди которых есть рассказы о несомненно чудесных событиях. Так однажды, по молитвам протоиерея Сергия, его сын был спасен от неминуемой гибели.

Соловки – это архипелаг, несколько островов, расположенных недалеко друг от друга. Заключенные жили на главном острове, а работали порой на отдаленных островах, добираясь туда на небольших лодках. На работах заключенных задерживали до глубокой ночи, и однажды люди должны были добираться до главного острова уже в полной темноте. Когда вышли в пролив, разделяющий острова, поднялся сильный морской ветер, очертания островов совершенно исчезли во мраке, и все люди, находившиеся в лодке, поняли, что они погибают: куда грести – было непонятно, а ветер быстро сносил лодку в открытое море. Неожиданно все увидели яркий свет, похожий на большой костер, разложенный на главном острове. Налегли на весла, и стоило всем немалых усилий преодолеть ветер, течение пролива и все-таки вывести лодку на этот огонь. Когда подошли к главному острову и вышли на берег, с удивлением обнаружили, что никакого огня на берегу не было. Только стоял у воды один отец Сергий и молился за людей, находившихся в море.

В другой раз протоиерей Сергий предупредил своего брата и сына об искушении от нечистого духа, охватившего всех, находящихся с ними рядом в лагерном бараке.

Как-то в вечернее время после работы в тюремном общежитии множество заключенных находились вместе и мирно беседовали, расположившись группами по всему общежитию. Вели общую беседу и Правдолюбовы: отец Сергий, отец Николай и Анатолий. Вдруг отец Сергий сказал им: «Влетел!». «Кто влетел?», - спросил его сын. «Сатана влетел», - ответил отец Сергий. «А почему ты это знаешь?», - продолжал допытываться Анатолий. «А вот посмотри, слышишь, как около входа люди ругаются?» «Ну и что из того, мало ли, какие у них между собой разногласия?», - продолжал возражать отцу Сергию Анатолий. «Нет, дело не в этом. Сейчас здесь все будут ругаться». И действительно, как бы по кругу страшная брань стала распространяться среди людей по всему помещению. Очень скоро все без исключения люди ругались, проявляя друг к другу непонятную злобу. «Вот видите? Мы сейчас с вами тоже ругались бы, если бы я вас не предупредил», - сказал отец Сергий.

Еще один случай с отцом Сергием говорит о том, что даже демоны иногда вынуждены свидетельствовать о силе Божией, действующей в людях, верных Ему. Был среди заключенных узбек, который любил гадать на небольших косточках, похожих на вишневые: он бросал эти косточки на какую-либо поверхность и смотрел, как они расположатся. По их расположению это узбек предсказывал многое из того, что предстоит пережить тому или иному заключенному. Такие гадания нравились многим, узбека всегда окружала толпа людей, возбужденно обсуждающих то или иное предсказание. Как-то раз этот человек подошел к отцу Сергию и попросил у него разрешения погадать на него. Отец Сергий ответил: « Закон нашей веры гадать нам запрещает. Я не разрешаю гадание.» Узбек отошел от отца Сергия и с лукавым видом сказал окружающим: «А мы все равно погадаем!» Бросил он косточки, посмотрел на них и вдруг побледнел и изменился в лице. С величайшим почтением подошел он к отцу Сергию, склонился перед ним, как-то особенно сложив руки, и сказал: «Разрешите продолжать гадание». «Нет, не разрешаю», - был ответ отца Сергия. Узбек подошел к своим косточкам, положил на них сверху какую-то небольшую палочку и сказал: «Все, не разрешает!» « Да что ты, продолжай, подумаешь, какой-то старик тебе запрещает!», - пытались ободрить его заключенные. «Нет, вы ничего не понимаете! Ему выпало счастье пророка! Это очень редкая вещь, и никто не имеет права гадать на него, если он не разрешает,» - ответил узбек и в это вечер вообще прекратил гадания.

Про Медвежьегорск о. Сергий и о. Анатолий воспоминаний почти не оставили. Работа была неимоверно тяжелой: приходилось валить огромные деревья (ели, реже – сосны), затем катить или волочить их до указанного места. К тому же сам лесоповал находился далеко от лагпункта. Конечно, работа в рудниках или золотых забоях была еще страшнее, но и это был совершенно каторжный труд (не зря лесоповал в лагерях называли «сухим расстрелом»). По-видимому, именно там о. Сергий окончательно подорвал здоровье.

В 1940 году отца Сергия освободили и он вернулся в Касимов. Но многие храмы к тому времени были уже закрыты. Не совершались службы и в Троицкой церкви, где до своего заключения отец Сергий был настоятелем. Священнического места для него не было, и приходилось отцу Сергию вместе с семьей существовать исполнением треб и замещением штатных священников во время их болезни. У семьи Правдолюбовых было три участка под огородами в разных концах г. Касимова, один даже за рекой. Почва – бедная, песчаная. Чтобы земля дала урожай, дети – Вера, Софья, Владимир – собирали удобрения. Дочери работали, а о. Сергий занимался хозяйством, та как работать ему было негде. Отец Сергий, выработал строгие пропорции: как, сколько вносить удобрений. Особенно хорошо росли у него помидоры. Картошку он выращивал практически из кожуры: чтобы больше оставалось на еду. Кожуру – «глазки» – проращивал и сажал. Вырастала.

А в августе 1942 года его снова отправили в тюрьму на шесть месяцев. Ему ставилось в вину «нарушение правил светомаскировки в военное время», которых он не нарушал, за что его арестовали и без суда и следствия заключили под стражу. (Военные разрушения, по счастью, обошли Касимов стороной. Самолеты, конечно, летали, и сирена выла, но бомбежек не было). Только через полгода отец Сергий был освобожден и в марте 1943 года стал служить в Никольской церкви города Касимова.

Жизнь отчасти стала налаживаться, но в декабре о. Сергия мобилизовали на трудовой фронт. До этого один касимовский житель, негодный по состоянию здоровья к военной службе, уже был отправлен на трудовой фронт и пропал без вести. Все были уверены, что и о. Сергия больше не увидят в живых. Бойцов трудового фронта отправляли из Касимова 18 декабря 1943года. У военкомата собралась толпа. о. Сергий, уже остриженный наголо (усы и бороду ему, правда, разрешили оставить) отслужил в Никольском храме молебен (был канун храмового праздника). Толпа все увеличивалась. И неожиданно его назначили… сторожем в Малеевский карьер. Этот карьер располагался недалеко от Касимова, но тем не менее это было ссылкой. Как заметил один из внуков отца Сергия, «каменоломни были всегда местом работы рабов и заключенных».  Должность эта до о. Сергия не существовала, и после его демобилизации была ликвидирована, поскольку сторожить там было решительно нечего. Но это не значит, что там было легко. Было холодно, зима, вплотную к сторожке подходили волки…

Еще 17 декабря о. Сергий написал духовное завещание детям и внукам, т.к. думал, что идет на смерть. В Малееве он его расширил, озаглавив его: «Моим детям и внукам о том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Таин». По своему настроению это Завещание очень близко к святоотеческим творениям, а детьми и внуками праведника и исповедника может считать себя каждый христианин, если с любовью воспринимает его наставления. «Достойная человека жизнь — только небесная. И на земле надо научиться дышать небом, иначе на небе задохнешься», — так писал о. Сергий Правдолюбов своей дочке Вере. Завещание протоиерея Сергия было дважды опубликовано в Москве, в Журнале Московской Патриархии: в номере 12 за 1985 год, и номере 2 за 2003 год. Целых три года отец Сергий провел на каменоломнях, но все это время усердно изучал Добротолюбие, творения Святых Отцов, а иногда ему удавалось совершать всенощные бдения, на которых пели такие же ссыльные, как и он, среди которых нашелся даже регент церковного хора. Сын о. Сергия -  Владимир (ныне почетный настоятель  Никольской церкви г.Касимова) иногда ходил к отцу на карьер.

В 1946 году отец Сергий был освобожден, но в Касимове служить ему запретили. Он стал благочинным и настоятелем Вознесенской церкви города Спасск-Рязанский. Но и здесь он служил недолго: с весны по декабрь 1947 года. Затем его перевели в город Лебедянь, входивший в те годы в Рязанскую епархию, а на его место – благочинным Спасского округа и настоятелем назначили его родного сына, протоиерея Анатолия, принявшего священнический сан 7 декабря 1947 года. Для отца Сергия было большой радостью увидеть своего старшего сына священником. Когда он уезжал из Спасска, то, обратившись к прихожанам, сказал: «Я уезжаю, но оставляю вам своего сына, который будет для вас лучше меня». Так разбросало всю семью. Лидия Дмитриевна поехала с мужем, а дети жили иногда и в Касимове. Сохранилась переписка о. Сергия с детьми. Он учил детей повиноваться властям, от Бога поставленным, исполнять свое гражданское дело не за страх, а за совесть, но превыше всего ставить свой долг христианина: «Не говори, что дел много, некогда в церковь идти, скажи – некогда дела делать, надо в церковь идти».

В Лебедяни прошли последние три года жизни протоиерея Сергия. В Лебедяни церковная жизнь была в полном расстройстве. Один тамошний батюшка цинично говорил про посты: «Что, Бог в кишках копаться, что ли, будет?» о. Сергия здесь не любили за непреклонность, уходили с его проповедей, но если случалась беда – шли именно к нему. Клеветали, что он ленится выезжать на требы. Для проверки не раз приезжал благочинный о. Алексий Хватов – и каждый раз не заставал о. Сергия дома – он был на требах… Как то раз произошел позорный случай: третий священник полез с дракой на настоятеля. Перевели не третьего священника, а настоятеля, что заставило сменившего его о. Сергия быть особо осторожным в словах, чтобы не дать возможности обвинить его пред властями. Поскольку не осуществилась мечта третьего священника стать настоятелем, полился поток клеветы на о. Сергия и его дочерей. Особенно горько было то, что новый Владыка верил этой клевете. Так что последние три года его службы оказались достаточно трудными. Трудными еще и потому, что пришлось с трудом восстанавливать соблюдение церковных правил. Местные монахини, получив в ссылке благословение не соблюдать посты, не стали их соблюдать и по возвращении из ссылки. О. Сергию особенно пришлось потрудиться над восстановлением практики поста по уставу Церкви.

В 1948 г. о Сергий тяжело заболел тифом. Думали, умрет, но он выздоровел. В больницу ложиться он не хотел, так как это лишало его христианского погребения. В ожидании смерти он часто причащался, соборовался. И вновь написал детям – Вере, Софье, Владимиру – письмо, в котором еще раз повторил все, чему учил их всегда.

Незадолго до смерти у о. Сергия случился инфаркт. А затем, когда у него вновь было плохо с сердцем, его позвали отпеть покойника и причастить нескольких человек, в т.ч. одного умирающего, не причащавшегося всю жизнь. Из лебедянских батюшек никто не поехал. Сопровождала о. Сергия дочь Вера. Он был уже очень болен, всю дорогу глотал нитроглицерин, лишь бы добраться, отслужить и вернуться. Вернувшись, он слег и через 10 дней (по другим сведениям – через 7 дней) умер. В эти тяжелые дни они часто говорили о смерти. Когда Вера спросила, как им жить после его смерти, он ответил: «Поступайте, как я учил вас, и спасетесь». В шестьдесят лет он выглядел восьмидесятилетним старцем.

18 декабря 1950 года, в канун памяти чтимого им святителя и чудотворца Николая, протоиерей Сергий скончался. Погребен он был в Лебедяни, у южной части алтаря Преображенского храма, в котором служил.

Сын отца Сергия, протоиерей Анатолий Правдолюбов, свидетельствовал о том, что во время отпевания и погребения протоиерея Сергия он, к своему же удивлению, не испытывал скорби, обычной в таких случаях, а напротив – тихую радость, похожую на ту, какая у верующих людей бывает на Пасху. Он поделился тем, какие чувства испытывает, со старыми священниками, на что те ему ответили: «Разве ты не знаешь? Так всегда бывает, когда хоронят праведника!»

Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода 27 декабря 2000 года протоиерей Сергий был прославлен как священноисповедник и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, митрополита Рязанского и Касимовского Симона, митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия 4 октября 2001 года было совершено обретение честных мощей священноисповедника Сергия. По воспоминаниям внука священноисповедника Сергия, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Голенищево - протоиерея Сергия Прадолюбова, известно, что при обретении святых мощей преп. Серафима Саровского было необычное благоухание, о чем и была сделана запись в протоколе обретения святых мощей.

Нечто подобное было при возвращении святых мощей священноисповедника Сергия в своё родное село  Маккавеево 5 октября 2001 года поздним вечером.

Мы весь день на двух машинах ехали из Лебедяни Липецкой области с мощами, поя на ходу молебны. Здесь было не только благочестие, но и попытки не заснуть за рулем после бессонной ночи и дня Обретения. За 20 км до Маккавеева мы позвонили встречающим, и те собрались в деревянный рубленый Покровский храм и, не зажигая электричества, только при свечах, готовились к встрече. Батюшка, бывший на отдыхе в Маккавееве, облачился, открыл Царские врата и вышел на встречу.

Въезжая на улицу, ведущую к храму, уже в полной темноте, мы стали световыми сигналами машины, переключая все кнопки, как бы салютовать всем о прибытии святых мощей. Машина подъехала, все вышли с зажженными свечами и торжественно приняли мощи и внесли их в храм, поставив по центру именно так, как ставят прославленных святых – не вдоль оси храма, а поперек.

Приготовились и, после краткого рассказа об Обретении, отслужили первый молебен на родине священноисповедника. Было необыкновенно тихое и какое-то умиротворенное состояние и радость необыкновенная. Весь храм был наполнен благоуханием, которое заполняло всё до верха большого высокого купола. Оно напоминало запах свежесваренного, но еще не освященного мира, но с гораздо большим присутствием розового масла.

Так как все собравшиеся братья были в свое время иподиаконами Святейшего Патриарха Пимена и не раз были участниками мироварения (а когда миро разливают в сосуды, то со стенок котла находчивые иподиаконы собирают последние капли на ватку для благочестивого нюхания), то каждый из братьев подумал на другого – вот как здорово! Сохранил для такого случая. А я подумал – как хорошо, что я купил в Троицкой Сергиевой лавре случайно завезенное туда парижское розовое масло - вот и пригодилось, братья возлили прямо в гробницу.

Оказалось – никто ничего не соблюл для встречи. Никто ничего не открывал. А парижское розовое масло сын забыл погрузить в машину еще в Москве…

Когда мы это поняли, то воздали славу Богу и благодарили дедушку-священноисповедника за явленное всем нам знамение радости, мира и благословения, которое он вымолил у Бога, чтобы обрадовать всех нас и поблагодарить за труды.

5 октября 2001 года (1-е перенесение мощей) мощи Исповедника были перенесены из города Лебедяни, который входит теперь в Воронежскую епархию, в Спасскую церковь села Маккавеево  Рязанской епархии (ныне Касимовской епархии). Здесь, в этом небольшом селе, где родился священноисповедник Сергий, его честные мощи готовились ко всеобщему почитанию, а 5 февраля 2002 года были торжественно перенесены в Никольскую церковь города Касимова. (2-е перенесение мощей)

Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Касимов по случаю 850-летнего юбилея города, мощи священноисповедника Сергия находились в главном Вознесенском соборе города, где 1 июля 2002 года Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную Литургию.

15 сентября 2002 года, после восстановления и освящения Троицкого храма города Касимова (3-е перенесение мощей), честные мощи священноисповедника Сергия были перенесены в этот храм для постоянного пребывания. Где теперь, каждый вторник, если только этот день не совпадает с каким-либо праздничным богослужением, читается акафист св. исп. Сергию. Память священноисповедника Сергия совершается в день его кончины - 5/18 декабря, в день Собора Рязанских святых - 10/23 июня, а также вместе с Собором всех новомучеников и исповедников Российских, 25 января – 7 февраля (если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января - 7 февраля).

В страшные годы гонений на Святую Церковь, в которые пришлось священноисповеднику Сергию совершать свое священническое служение, пострадало множество верующих – и священнослужителей и мирян. Определением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви от 13 – 16 августа 2000 года, решением Священного Синода от 27 декабря 2000 года, 12 марта и 26 декабря 2002 года причислены к лику святых более сорока человек - жителей города Касимова и его окрестностей. Поэтому по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона установлено празднование Собора всех Касимовских Святых в четверг Фоминой недели. В этот день в городе Касимове ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое правящим архиереем Касимовской епархии.

«Итак, встанем, возьмем свой крест и пойдем за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и не оглядываясь назад, помня слова Спасителя: "никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9:62). И как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе с нами — и таким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его!» - (из завещания отца Сергия).

Наставления отца Сергия бережно и свято хранились в его семье. Двое его сыновей стали священниками (двое погибли на фронте). Влияние отца Сергия, его духовного облика, личности сильно и сейчас — в его детях и внуках, которые тоже стали священниками, - и неразрывно связано с его исповедническим подвигом.

Источники:

1."житие Священноисповедника Сергия Правдолюбова" - на сайте Троицкого храма села Селищи. Составитель прот.Сергей Правдолюбов (Настоятель Троицкого храма в Голенищеве г.Москва)

2.статья "ПРАВДОЛЮБОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ", на сайте открытой православной энциклопедии "Древо".

3.«Крестный путь отца Сергия Правдолюбова» (по семейным архивам и воспоминаниям)  Составитель Е. Правдолюбова г.Москва.

4."житие Священноисповедника протоиерея Сергия Правдолюбова" - на сайте Благовещенского храма в Тайницком (Московская епархия, Мытищинское благочиние)

5.Житие священноисповедника Сергия Анатольевича Правдолюбова на сайте Православие.RU

6.Правдолюбов Сергей Анатольевич на сайтеБД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:

7.Священноисповедник Сергий Касимовский и его Завещание Журнал Московской Патриархии 02-2003г.

8.ПИСЬМО протоиерея Анатолия Сергиевича Правдолюбова к Геннадию Николаевичу Нефедову на сайте Касимовской епархии

9.Храм во имя Пресвятой Троицы на сайте Касимов Православный

10."Священноисповедник протоиерей Сергий Касимовский - Первая тетрадь поучений и конспектов проповедей, произнесенных в г. Касимове в 1924 - 1928 гг. Совместное издание храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве и Кафедрального Вознесенского собора Касимовской епархии. М., - Касимов, 2013.- 80 С. Оглавление. Редактор. "Чтец Сергий Осокин"  на сайте Московской Православной Духовной Академии.

Поиск по сайту

Икона дня

Календарь

Архипастырь

vladyka

Карта благочиния

karta

Система Orphus